Глава 15. Калуга.
Эта поездка является юбилейной во многих отношениях. Во-первых, она пятнадцатая в общем зачете. Во-вторых, она десятая, совершаемая мной в рамках программы "РКК "Энергия". В третьих, она знаменует окончание третьего года поездок с "Авто"-каналом и четвертого года проекта "По городам и весям". Может быть по этому почти до последнего момента выбиралась цель этой поездки. По первоначальному плану конечным пунктом должна была стать Тула. Потом планы менялись: Суздаль, опять Тула и, наконец, Калуга – основное место жительства основоположника космических полетов Циолковского. Примечательно, что не задумываясь об этом мы приехали туда как раз в день рождения первого космонавта-человека Юрия Гагарина. Различные трудности пытались помешать этой поездке. Многие не смогли поехать по объективным причинам. А машины пришлось изыскивать чуть ли не командно-приказным путем.
Итак, в путь отправились 3 автомобиля: мой ГАЗ-3110, ГАЗ-24 Outhead'а и ВАЗ-21093 Чел'а.
Встреча была назначена на 11-30 восьмого марта в поселке Мамыри, что в паре километров от МКАД по дороге А-101.
Получасовая задержка одного из участников,…
последняя фотография перед отъездом и километры начали свой отсчет.
Дорога оставила двоякое впечатление: хорошие участки чередовались разбитыми, где даже "Волгам" приходилось сильно сбрасывать скорость. Пару раз ремонт дорожного полотна приводил к снижению средней скорости до 30 – 40 километров в час.
В районе Обнинска пришлось довольно долго пропускать военную колонну. Первый поворот на Калугу, недалеко от Малоярославца, заставил приостановиться: для попадания в гостиницу, находящуюся на окраине, в обход города нам был необходим строго определенный поворот. Было принято решение продвигаться дальше. Мы не ошиблись и буквально через полчаса мы уже въезжали в город. На посту ДПС мы притормозили спросить далеко ли до гостиницы и выяснили, что не доехали всего метров 500. Правда, первый поворот привел нас к спорткомплексу при котором и находится гостиница. Размещение дало небольшой курьез: один из выделенных нам номеров уже был занят. Но через 5 минут нам предоставили ключи от другого номера и этот инцидент был воспринят с юмором. Поставив машины на стоянку, находившуюся примерно в 10 минутах ходьбы прогулочным шагом, обнаружили рядом с ней конечную остановку маршрутных такси. Маршрутки в Калуге имеют свои особенности: используются не только "Газели", но и "РАФики", а стоимость проезда составляет 6 рублей.
Мы выбрали "Газель", которая привезла нас в центр города.
Не совсем правильно сориентировавшись, нам пришлось немного покружить в поисках подходящего кафе для обеда-ужина.
Во время этих плутаний мы не смогли пройти мимо парочки весьма веселых мест – объявления на двери магазина: "8 марта магазин не работает, но для Вас открыт с 10-00 до 18-00" и плаката "НАШИ ЖЕНЩИНЫ – САМЫЕ КРАСИВЫЕ!", чем, разумеется, не преминули воспользоваться наши дамы.
Первое напоминало "Макдональдс", второе оказалось слишком маленьким и лишь третье нас устроило.
Сдвинув столы, мы расположились для празднования.
Через некоторое время мы выяснили, что кафе закрыто на спецобслуживание: обслуживающий персонал отмечал день рождения одной из сотрудниц.
Так что кроме нас и обслуживающего персонал в зале было всего пара-тройка человек. Ближе к вечеру выяснилось, что там есть еще и живая музыка, чем мы и не преминули воспользоваться.
Наряду с обычными танцами мы попросили музыкантов исполнить две мелодии: "Песню про зайцев" (во время которой больше половина нашей группы активно подпевала) и "Хаванагилу", больше известную в народе как "7-40". Во время исполнения последней мы все дружно пытались изобразить что-то похожее на еврейские танцы, а местный народ удивленно на нас глядел (видимо у них не принято так отдыхать), хотя и поощрил нас после аплодисментами. Ночью мы провели небольшой экскурс по местным магазинам, а потом начали думать: каким образом 12 человек в час ночи могут добраться до своего временного жилья. Выручила нас одинокая маршрутка, водитель которой направлялся домой. За 120 рублей (что представляло для нас по червонцу с носа) водитель согласился доставить нас к "Спутнику". Правда, он не уточнил, а мы не знали, что в городе есть 2 "Спутника" – гостиница, в которой мы расположились, и магазин. Таким образом, мы заодно сумели прокатиться почти по всему ночному городу. Надеемся, что водитель тоже не остался в накладе, ведь в течении всего пути его развлекали анекдотами и песнями ("Стеньку Разина" в нашей интерпретации водитель выслушал с трудом пытаясь остаться серьезным и не рассмеяться – кто знает, что это такое думаю поймет, остальным могу только порекомендовать сначала услышать этот шедевр народного творчества). В гостинице все не сразу расположились на ночлег, а еще некоторое время посвятили беседе на различные темы.
"Утро туманное, утро седое" – наверное наиболее точно описывает обстановку. Погода несколько испортилась, да и вечерние посиделки немного давали о себе знать.
Было выдвинуто предложение остаться в Калуге еще на 1 день, но большинством голосов решили возвращаться вечером. Водители сбегали за машинами и подогнали их к гостинице.
Выписавшись из номеров и погрузив вещи в машины, мы пешком отправились к конечной маршруток. По пути встретили водителя, доставлявшего нас ночью в гостиницу и радушно поприветствовали друг друга. На конечной мы договорились, что если мы оплатим весь салон (15 мест, 90 рублей), то нас отвезут прямо к музею космонавтики.
В музее пришлось сначала подождать пока освободится гид, который, узнав откуда мы приехали с некоторым недоумением спросил что же мы хотим увидеть здесь, если на нашем родном предприятии выставочные экспонаты гораздо ценнее и их больше?
Но экскурсию все-таки повел, хотя она и отличалась от стандартной – многие вещи назывались нам своими именами.
Например, про макет первого спутника нам не стали говорить, будто он был дублером основного экземпляра.
Зато это позволило нам не сильно прислушиваться к гиду, а довольно свободно бродить по залу, обнимая Луну или изображая космонавтов.
Во время нашего приезда здесь случайно оказался макет станции "Мир", выданный музею на временное пользование.
Наверное единственное, где гиду не приходилось на ходу придумать текст экскурсии, был зал, посвященный идеям Циолковского.
На выходе из музея мы не смогли обойти несколько макетов ракет.
Среди них были ракета, выведшая на орбиту Юрия Гагарина…
и хорошо известная не только нам, но нашим противникам по "холодной" войне, ракета СС-20 "Сатана".
Для того, чтобы добраться от музея космонавтики до дома-музея Циолковского, надо было спуститься к озеру (на котором летом проводятся спортивные соревнования), пройти вдоль берега до дамбы, отделяющей озеро от Оки, и затем немного пройти вдоль дамбы.
Спускаться мы решили по лестнице, на зимнее время превращенной в горку. Позже, в музее Циолковского, мы выяснили, что это не лестница, а только перила. В доме-музее мы хотели пройти без экскурсовода, но нам его все равно предоставили, заставив нас прождать минут пятнадцать.
Хотя большинству экскурсия не понравилась из-за менторского тона нашего гида.
Но мы отомстили…
Конечно, не стоит воспринимать эту фотографию всерьез как наше деяние. Данный образец архитектуры не имеет никакого отношения к дому-музею Циолковского, и сгорел без нашего участия. Последовавшая затем пешая прогулка разогрела наш и без того не маленький аппетит.
Но подходящее кафе удалось найти опять не сразу: некоторые были закрыты, в других большинство мест было занято. И, хотя кавказская кухня в целом понравилась, не обошлось без эксцессов. На сей раз несмотря на единодушное решение попробовать первое блюдо его не оказалось.
К концу трапезы водители, успевшие покушать первыми, отправились за машинами, а остальные остались их дожидаться. Несмотря на все усилия казаться внимательными при парковке водители нарушили правила сразу два раза: сначала проехали под "кирпич" на стоянку автобусов и маршруток, а потом поставили машины под знаком "Остановка запрещена". На наше счастье местное ДПС не заметило этого. Быстро пройдя по крестным магазинам, был выявлен оптимальный сувенирный набор: книжка Циолковского и водка "Калужская".
В семь вечера, под усилившийся снегопад машины отправились в обратный путь. Скорость пришлось держать невысокой из-за плохой видимости. На обратной дороге машины проследовали через Подольск по просьбе одного из участников пробега и в районе начала двенадцатого ночи были в Королеве.
P.S. На мой взгляд можно подвести первые итоги трех лет автопробегов. Можно отметить, что основная задача проекта выполнена: появилась группа людей, интересующихся этим. Появились первые традиции (обязательная поездка на 9-е мая). Начала вырабатываться примерная тактика при поездках. И, хотя отдельные негативные моменты продолжают досаждать, в целом положительного гораздо больше. Лично мне при этом хочется только две вещи: новых поездок и более активного Вашего участия в части предложений мест для наших пробегов.
P.S.S. Вы можете также посмотреть видеотчет о поездке.
(Продолжение следует).